Между небом и землёй

 

2012 г.;

бумага, акварель, акварельные карандаши;

29,5х40 (см)

 

 

Так любят умирающего: разом – все, все слова последние, или никаких слов…

… уступают место видению, привидению: ведь всё равно пройдёт насквозь…

… растворись всем, что в тебе растворимо, из оставшегося же создай видение, бессмертное.

 

Марина Цветаева «Пленный дух»

 

 

 

Делегация Республики Марий Эл на выставке "Большая Волга-98",

г. Нижний Новгород, 06.08.1998. Фото: И.Г. Малышева

 

 

Елена Кожина,

18.09.2004. Фото: А.К. Поспехов

 

Фото редко отражает реальность так, как её воспринимает фотографирующий, а тем более, воспринимающий со стороны.

 

Елена Кожина у своих работ на выставке "Большая Волга-98",

г. Нижний Новгород, 06.08.1998. Фото: И.Г. Малышева

 

Иероним Босх

Искушение Св. Антония (триптих)

Дерево, масло. 131,5 х 225 (см). 1505-1506 гг.

Национальный музей древнего искусства, Лиссабон

   

 

Питер Брейгель (старший)

Падение мятежных ангелов

1562 г.

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

 

Где-то в середине февраля прошлого года я, как обычно, расправляла сыну постель. Была глубокая ночь (часы показывали около 01-00). Сын умывался, и слышно было лишь звук льющейся воды. Везде всё спало. И вдруг в этой умиротворённой тишине возникло нечто такое, чего я до этого никогда не слышала. Это был атмосферный звук, который заполнял собой всё и внушал беспокойство и страх. Казалось, что над нами пролетал огромный самолёт на опасном расстоянии от земли. И звук работающих на полную мощность турбин двигателей отражался одновременно от неба и от земли. Естественно, я выглянула в окно: всё было внешне спокойно, лишь равнодушно мерцали одинокие звёзды, и это было странно, т.к. звук продолжал висеть между небом и землёй. Я увидела, что в этот момент в город направляются два автомобиля: один проехал, как ни в чём не бывало, а другой резко свернул к обочине дороги и остановился почти под нашим окном. Водитель вышел из авто и стал озираться вокруг, беспокойно поглядывая на небо. Его поведение убедило меня, что странный звук – это не только моя личная слуховая галлюцинация.

Звук резко пропал, а потом снова повторился два раза, затихая. Сколько это длилось? Возможно, меньше минуты. Из ванной выскочил взъерошенный и испуганный сын:

- Мама! Что происходит? Что это за звук?

- Я не знаю, - ответила я. И в свою очередь рассказала ему, что слышала, видела и что почувствовала.

Глаза сына округлились, волосы приподнялись, ледяными пальцами он вцепился в мою руку:

- Мама, мне страшно, - еле слышно прошептал он. Надо заметить, что хотя мой сын и очень впечатлительный человек, но уже достаточно взрослый и скептично настроенный ко всему молодой мужчина.

Я стала его успокаивать, объясняя, что, наверное, этот звук возник в результате или резкого перепада атмосферного давления, или, возможно, резкого поворота циклона или антициклона, который произошёл над нами. А возможно, хотя это совершенно неправдоподобно, это была февральская гроза, и, поскольку деревья голые, а снег иначе отражает звук, чем земля, то возник странный резонанс, который нас так испугал.

- А вообще-то, - добавила я, - если отбросить эту реальность и погрузиться в мифологическое сознание, которое гораздо древнее, то этот звук ассоциируется для меня с трубным гласом апокалипсиса.

Сын побледнел и вздрогнул.

- Мама, мне тоже так кажется, - сказал он. – А что же тогда будет дальше?

- Вряд ли кто-то это знает, – ответила я и продолжила его успокаивать. – Мир не рухнул, всё осталось на своих местах и, если бы не наши эмоции, то ничего как будто бы и не было…

Сын продолжил умываться, а после погрузился в интернет в поисках ответов на вопросы, которые продолжали его волновать. Оказалось, что подобные звуки слышат люди по всему миру и испытывают при этом сходные эмоции. Научные объяснения содержали туманные рассуждения об атмосферных вихрях, грозах и заряженных частицах из космоса, а впечатлительные люди вспоминали вестников апокалипсиса.

В общем, мне сын не сообщил ничего нового, и вскоре всё забылось.

Да, но…

Несколько лет я мысленно была занята странным общением, которое возникло тоже странным образом, т.е. этого могло бы и не быть, но случилось. И все предыдущие встречи и случайные разговоры были лишь нитью судьбы, ведущей именно к этому общению или встрече (не могу найти слова, которое бы объяснило то, что случилось – да и ничего и не случилось как будто).

Я была приглашена на юбилей приятеля. Идти мне страшно не хотелось, но на семейном совете мы решили сходить всей семьёй, тем более, что на празднике могли быть общие знакомые, с которыми мы давно не виделись, а встречи могли бы быть плодотворными.

Приятель решил закатить «пир на весь мир» и снял для торжества театр кукол, а в фойе ему хотелось сделать выставку, т.к. многие из приглашённых были людьми творческими, и им было, что показать.

Так вот на «развеске» я в очередной раз совершенно неожиданно для себя встретилась с Леной, хотя в этом как бы не было ничего неожиданного, т.к. я всегда встречалась с ней неожиданно для себя.

Лена Кожина была старше меня, окончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина и занималась марийской национальной вышивкой. Творческих пересечений у нас не было. Изредка встречались то в театре, то на ежегодной выставке Союза художников, обменивались приветствиями и какими-то общими суждениями. Я расценивала это как проявление её дружелюбия вообще, к тому же у нас было много общих знакомых и, как считалось, общий друг (Здесь могло бы быть длинное пространное и запутанное отступление о нём, но эта история не имеет прямого отношения к данному повествованию, и потому, возможно, я расскажу об этом позднее).

В этот раз Лена была растеряна, и это показалось мне странным, т.к. я привыкла видеть её спокойно уверенной в себе, что вызывало во мне симпатию.

Мы с мужем помогли ей развесить работы, а потом вместе возвращались домой, т.е. мы домой, а она к себе в мастерскую, и тут выяснилось, что мастерская и есть её дом.

А вечером мы встретились на торжестве.

- Лена! Какая же ты сегодня красивая! – невольно воскликнула я, увидев её. Надо сказать, что красивой Лену вряд ли бы кто-то назвал. В зависимости от самочувствия и настроения она могла быть лишь интересной, но в этот раз я ничуть не кривила душой.

Это снова была прежняя спокойно уверенная в себе женщина, но совершенно незнакомая мне, т.к., наверное, впервые я смотрела на неё без условностей восприятия общего круга знакомств и профессиональной принадлежности, тем более в этот вечер она была одета очень изысканно и знала об этом. А чувство, которое испытывает женщина, осознавая, что она стильно и красиво одета, естественным образом делает её неотразимой.

Мы были вместе весь вечер и впервые сфотографировались вдвоём. Всё время я ощущала рядом её тепло и дыхание, и именно её лицо стало для меня образом того вечера.

Вместе мы вышли в ночь и вместе ночным городом возвращались домой на такси. И всё забылось, как будто ничего и не было. А через год её не стало.

Я знала, что она хотела «стать моей моделью», но я тогда не видела её в этом качестве, потому что мы были лишь знакомы, и у нас не было даже тем для близкого общения, или я их не видела. Как бы то ни было, после её ухода из жизни, благодаря общим знакомым я была погружена в подробности её земного бытия: в её отношения с людьми, последние драмы, последние мгновения жизни и даже первые дни после смерти.

Всё это было так странно, что я почувствовала себя обязанной посвятить ей какую-то «картинку», ведь не случайно тогда при встрече я так искренне восхитилась её красотой.

Я думала о том, как можно изобразительно передать свои эмоции и совершенно не представляла, каким образом это сделать. Знала только, что рядом с Леной Кожиной будет другая Елена – Елена Дьяконова, она же Гала Дали, т.к. сама идея портрета возникла в атмосфере праздника, а в момент нашей встречи я была творчески погружена в мир Дали.

И вдруг необычность, случайность и мимолётность нашей встречи связалась в моём воображении с февральским происшествием 2012 года, т.е. с «трубным гласом». А эти эмоции, в свою очередь, спроецировались на новый образ нашего города, к которому мы ещё не привыкли, который и возник-то как по мановению волшебной палочки, и воспринимается мною как некое театральное действо, но иного масштаба. Из всего этого возникло видение «Между небом и землёй». Здесь же присутствуют образы, созданные гением Иеронима Босха и Питера Брейгеля. Босх (около 1450-1516 гг.) и Брейгель (около 1525-1569 гг.) предвосхитили искания сюрреалистов и расширили границы искусства, показав, что для искусства нет невозможных тем и что человеческий гений способен сделать зримым мир своего воображения, каким бы прихотливым это воображение ни было. Босх и Брейгель – мои любимые художники. Не могу сказать, что я так же представляю невидимые миры, но, время от времени, вижу нечто подобное во сне. Впрочем, это лишь доказывает огромное влияние их образов на моё воображение.

Картинка маленькая по размеру, как символ мимолётности и жизни, и событий, которые едва успевают отпечататься в памяти - и уже исчезают навсегда, как растаявший в воздухе звук… Но, в то же время, изображение может быть продолжено мысленно до бесконечности в любых направлениях. Этому мешает лишь ограниченность человеческого восприятия реальности.

Для меня же «Между небом и землёй» - это последний привет душам, покидающим этот мир, с надеждой, что это путешествие и новая бестелесная жизнь будут лучше и приятнее земной.

 

23.01.13 на 90-м году жизни скончался ветеран Великой Отечественной войны,

полковник в отставке

 

ПОСПЕХОВ

Константин Иванович.

 

Мальчик держит вечность на ладони,

А она, прекрасна и хрупка,

На мгновение стремительный полёт свой прервала.

И, явив собой зеркальности закон,

С тишиною завела неспешный разговор.

И, внимая ей, сгустились небеса.

И гроза прошла.

И радуга взошла.

Свет её пролился на поля.

Зацвела большим ковром земля.

Отраженья отражений – вот закон

Мерного течения времён. Вот закон

Порядка бытия – вечности полёта…

А она – вечность – на ладони.

Тем снята тайна мироздания.

И года, сложенные в целое одно,

Распахнулись веером. Лицо,

То, что мне сейчас принадлежит,

Молодым явилось в тот же миг.

Кто же он? Я сам или двойник?

Отраженье в зеркале? И в миг

Предо мной столетья пронеслись:

Я увидел всё, что так давно,

В Лету канув, время унесло.

Видел я героев, подлецов,

Гениев и, попросту, глупцов.

Видел войны, мор,

Чуму и ад.

Видел мир,

Цветущий майский сад.

Рай при жизни, Бога и отца.

Мать, что в мир меня недавно принесла…

И на мне сомкнулся бег времён.

Вечность в небо взмыла и, крылом,

Ярким, на прощание взмахнув,

Вмиг исчезла, створки времени сомкнув.

Он родился 06.01.1924 в дер. Запрудье Сонковского района Калининской области. В ноябре 1941 г. добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии, участвовал в обороне Ленинграда. В декабре 1943 г. после окончания 3-го Ленинградского артиллерийского училища командира взвода Поспехов К.И. вновь на фронте. Освобождал от немецко-фашистских захватчиков Белоруссию, Варшаву, штурмовал г. Кёнигсберг. Закончил войну в звании младшего лейтенанта в Германии в г. Готтесберг (ныне – г. Богушув-Горце, Польша).

С декабря 1946 г. проходил службу в Московском, Горьковском, Приволжском военных округах на командных должностях. При его непосредственном участии осуществлялось создание группировки Ракетных войск стратегического назначения на территории Марийской АССР.

В сентябре 1969 года с должности начальника штаба войсковой части 54200 подполковник Поспехов Константин Иванович вышел в запас. Но и в запасе он принимал самое активное участие в развитии Марийской республики, укреплении безопасности нашей Великой Родины, работал в Совете министров Марийской АССР и штабе гражданской обороны, в 1994 г. вышел на заслуженный отдых.

Константин Иванович  - кавалер трёх орденов: двух орденов «Красная звезда» и Ордена Великой Отечествен6ной войны II степени, награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы» «За победу над Фашистской Германией» и многими другими.

На протяжении всей своей жизни Поспехов К.И. проявлял пример добропорядочного и отзывчивого человека. Хорошего семьянина и отца, доброго и заботливого деда.

Память, мысль, любовь

(портрет ветерана Великой Отечественной войны

Поспехова Константина Ивановича)

 

Бумага, акварель, 51х51 (см)

1995 г.

 

 

 

© М.А. Поспехова, 1995-2013 гг.
e-mail: MarinaPospekhova@yandex.ru

Сайт сделал И.А. Поспехов, 2007-2013 гг.
e-mail: IAP-YOMP-2003@yandex.ru

Hosted by uCoz