Два Адама

 

2008 г.;

бумага, акварель;

38,5х48,5 (см)

 

Особенность моего творчества состоит в том, что меня не столько интересует каждый человек сам по себе, сколько его тождественность или приближающееся сходство с кем-то из ранее живших людей, в последствии ставших своеобразными мифами, или художественными образами, созданными по прихоти авторов, а потом плавно перешедшими в разряд мифов. Мне кажется, что миф – это наиболее универсальная форма человеческого мышления, способная создавать устойчивые образы, которые в последствии продуцируют себе подобные истории. Таким образом, объединяя людей и созидая устойчивые логические связи, миф одновременно объясняет человеку смысл его существования, необходимость определённых духовных поисков и конечность его жизни в бесконечных повторениях истории.

В пояснение своих рассуждений я приведу конкретный пример и постараюсь как можно очевиднее раскрыть логическую связь между словом – мифом – реальностью.

Мой отец умер молодым. В подобных случаях меня мало интересуют медицинские объяснения, т.к. они лишь подтверждают факт смерти и не более того. Но то, что земная жизнь человека прервалась ясно и без этих уточнений. Возможно, медицинские формулировки важны близким людям как некое утешение в горе. Для меня ясно одно – человек выполнил свою миссию на земле, что, в сущности, часто равнозначно нежеланию жить.

Для каждого мужчины важно обрести свою второю половину – женщину, подобную ему и созданную по его «мерке». И это основной миф человеческого бытия – «Адам и Ева». Несоответствие «второй половины» лишает мужчину равновесия в жизни и, как следствие, приводит к полному разочарованию и нежеланию жить в том случае, если поиски идеальной женщины становятся основным смыслом существования этого мужчины. И ещё большая проблема – если свою любимую или кажущуюся таковой близкую женщину мужчина желает приблизить, вопреки реальности, к своему идеалу. Следуя инстинкту самосохранения, ему бы нужно принять свою женщину такой, какая она есть, или переключиться на поиски нового идеала, - но это уже другой миф. А миф «Адам и Ева» жёстко ограничен рамками: рядом с мужчиной должна быть женщина, созданная по образу и подобию его, т.е. в полном соответствии. Развитие сюжета тоже запрограммировано: обретение идеала – грехопадение – многотрудная жизнь в поисках и лишениях.

Кульминация сюжета – грехопадение, причём не сам факт (он, как всегда, банален), а осознание выбора. Живя в раю, человек был счастлив и, потому, бездумен. Змей зародил в нём мысль, что человек может наравне с Богом принимать решения, т.е. делать выбор. И это одна из вечных тем искусства.

Так возникла мысль нарисовать мифическую историю моего отца. Но у меня не было фотографий, которые помогли бы мне осуществить мой замысел.

К этому времени мой племянник, Вадим Разумов, успел войти в «возраст Адама» и жениться. И он, и его жена очень напоминали мне внешне моих молодых родителей и потому стали Адамом и Евой. Уже в моём вновь сотворённом мифе.

 

Мои родители -

Александр и Евдокия Безденежных,

1964 г., с. Челутай

Вадим и Надежда Разумовы,

2000 г., г. Йошкар-Ола

 

Эта картина дала название выставке и стала её смысловой кульминацией. Выставка была посвящена моим родителям и подарена маме в день её семидесятилетия. Выставка-подарок была задумана мной как свидетельство факта, (конечно же, для мамы, я не нуждаюсь ни в каких подтверждениях, т.к. знаю это наверняка) что мой отец и после смерти всегда присутствует в нашей жизни.

Отец высоко ценил русскую поэзию. Но, более всего, Александра Блока. Поэтому свои картины мне захотелось сопроводить поэтическими образами Серебряного века. Так, в поисках «эпиграфов», для себя я открыла, что постоянный интерес к мифу «Адам и Ева» испытывал более всех Николай Степанович Гумилёв, а считается, что тот, кто ищет, тождественен предмету своих поисков. В его творчестве тема этого мифа последовательно разрабатывается в стихах «Адам» - «Сон Адама» - «Два Адама». От мифа к его творческому осмыслению и развитию до выхода в реальность.

Вадим был на открытии выставки. В первый и последний раз в его жизни. Стихи, сопровождавшие его изображение в качестве Адама, потрясли его до слёз. Очевидно, в тот момент он понял, что «Адам и Ева» - это не только миф моего отца, но и его миф.

 

Адам

 

Адам, униженный Адам,

Твой бледен лик и взор твой бешен,

Скорбишь ли ты по тем плодам,

Что ты срывал, ещё безгрешен?

 

Скорбишь ли ты о той поре,

Когда ещё ребёнок-дева,

В душистый полдень на горе

Перед тобой плясала Ева?

 

Теперь ты знаешь тяжкий труд

И дуновенье смерти грозной,

Ты знаешь бешенство минут,

Припоминая слово – «поздно».

 

И боль жестокую, и стыд,

Неутолимый и бесстрастный,

Который медленно томит,

Который мучит сладострастно.

 

Ты был в раю, но ты был царь,

И честь была тебе порукой,

За счастье, вспыхнувшее встарь,

Надменный втрое платит мукой.

 

За то, что не был ты как труп,

Горел, искал и был обманут,

В высоком небе хоры труб

Тебе греметь не перестанут.

 

В суровой доле будь упрям,

Будь хмурым, бедным и согбенным,

Но не скорби по тем плодам,

Неискуплённым и презренным.

 

Адам и Ева

2000 г.;

бумага, цветные карандаши;

48х48,5 (см)

Н.С. Гумилёв

 

Сон Адама

 

От плясок и песен усталый Адам

Заснул, неразумный, у Древа Познанья.

Над ним ослепительных звёзд трепетанья,

Лиловые тени скользят по лугам,

И дух его сонный летит над лугами,

Внезапно застигнут зловещими снами.

 

Он видит пылающий ангельский меч,

Что жалит нещадно его и подругу

И гонит из рая в суровую вьюгу,

Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч…

Как звери, должны они строить жилище,

Пращой и дубиной искать себе пищи.

 

Обитель труда и болезней… Но здесь

Впервые постиг он с подругой единство.

Подруге – блаженство и боль материнства

И заступ – ему, чтобы вскапывать весь.

Служеньем Иному прекрасны и грубы,

Нахмурены брови и стиснуты губы.

 

Вот новые люди… Очерчен их рот,

Их взоры не блещут, и смех их случаен.

За вепрями сильный охотится Каин,

И Авель сбирает маслины и мёд.

Но воле не служат они патриаршей:

Пал младший и в ужасе кроется старший.

 

И многое видит смущённый Адам:

Он тонет душою в распутстве и неге.

Он ищет спасенья в надёжном ковчеге

И строится снова, суров и упрям,

Медлительный пахарь, и воин, и всадник…

Но Бог охраняет его виноградник.

 

На бурный поток наложил он узду,

Бессонною мыслью постиг равновесье,

Как ястреб, врезается он в поднебесье,

У костной земли отнимает руду.

Покорны и тихи, хранят ему книги

Напевы поэтов и тайны религий.

 

И в ночь волхвований на пышные мхи

К нему для объятий нисходят сильфиды,

К услугам его, отомщать за обиды,

И звёздные духи, и духи стихий,

И к солнечным скалам из грозной пучины

Влекут его чёлн голубые дельфины.

 

Он любит забавы опасной игры –

Искать в океанах безвестные страны,

Ступать безрассудно на волчьи поляны

И видеть равнину с высокой горы,

Где с узких тропинок срываются козы

И душные, красные клонятся розы.

 

Он любит и скрежет стального резца,

Дробящего глыбистый мрамор для статуй,

И девственный холод зари розоватой,

И нежный овал молодого лица, -

Когда на холсте под ударами кисти

Ложатся они и светлей и лучистей.

 

 

 

Устанет – и к небу возводит свой взор,

Слепой и кощунственный взор человека:

Там, Богом раскинут от века до века,

Мерцает над ним многозвёздный шатёр.

Святыми ночами, спокойный и строгий,

Он клонит колена и грезит о Боге.

 

Он новые мысли, как светлых гостей,

Всегда ожидает из розовой дали,

А с ними, как новые звёзды, печали

Ещё неизведанных дум и страстей,

Провалы в мечтаниях и ужас в искусстве,

Чтоб сердце болело от тяжких предчувствий.

 

И кроткая Ева, игрушка богов,

Когда-то ребёнок, когда-то зарница,

Теперь для него молодая тигрица,

В зловещем мерцанье её жемчугов,

Предвестница бури, и крови, и страсти,

И радостей злобных, и хмурых несчастий.

 

Так золото манит и радует взгляд,

Но в золоте тёмные силы таятся,

Они управляют рукой святотатца

И в братские кубки вливают свой яд.

Не в силах насытить, смеются и сучат,

И стоном и крикам неистовым учат.

 

Он борется с нею. Коварный, как змей,

Её он опутал сетями соблазна.

Вот Ева – блудница, лепечет бессвязно,

Вот Ева – святая, с печалью очей.

То лунная дева, то дева земная,

Но вечно и всюду чужая, чужая.

 

И он наконец беспредельно устал,

Устал и смеяться и плакать без цели;

Как лебеди, стаи веков пролетели,

Играли и пели, он их не слыхал;

Спокойный и строгий, на мраморных скалах,

Он молится Смерти, богине усталых:

 

«Узнай, Благодатная, волю мою:

На степи земные, на море земное,

На скорбное сердце моё заревое

Пролей смертоносную влагу свою.

Довольно бороться с безумьем и страхом.

Рождённый из праха, да буду я прахом!»

 

И, медленно рея багровым хвостом,

Помчалась к земле голубая комета.

И страшно Адаму, и больно от света,

И рвёт ему мозг нескончаемый гром.

Вот огненный смерч перед ним закрутился,

Он дрогнул и крикнул… и вдруг пробудился.

 

Направо – сверкает и пенится Тигр,

Налево – зелёные воды Евфрата,

Долина серебряным блеском объята,

Тенистые отмели манят для игр,

И Ева кричит из весеннего сада:

«Ты спал и проснулся… Я рада, я рада!»

 

Н.С. Гумилёв

 

21 октября 2007 года Вадима не стало. Ему было всего 32 года. По странному стечению обстоятельств, мой отец умер тоже в октябре – 19 числа (в 1969 году).

Для нас с мамой внезапная смерть Вадима стала продолжением нашего прежнего горя.

Моя «поминальная молитва» Вадиму – картина «Два Адама» и стихи Николая Гумилёва.

 

Два Адама

2008 г.;

бумага, акварель;

38,5х48,5 (см)

 

 

Два Адама

 

Мне странно сочетанье слов – «я сам»,

Есть внешний, есть и внутренний Адам.

 

Стихи слагая о любви нездешней,

За женщиной ухаживает внешний.

 

А внутренний, как враг, следит за ним,

Унылой злобою всегда томим.

 

И если внешний хитрыми речами,

Улыбкой нежной, нежными очами

 

Сумеет женщину приворожить,

То внутренний кричит: «Тому не быть!

 

Не знаешь разве ты, как небо сине,

Как веселы широкие пустыни

 

И что другая, дивно полюбя,

На ангельских тропинках ждёт тебя?»

 

Но если внешнего напрасны речи

И женщина с ним избегает встречи,

 

Не хочет ни стихов его, ни глаз –

В безумье внутренний: «Ведь в первый раз

 

Мы повстречали ту, что нас обоих

В небесных приютила бы покоях.

 

Ах ты ворона!» так среди равнин

Бредут, бранясь, Пьеро и Арлекин.

 

Н.С. Гумилёв

 

Лес

 

В том лесу белесоватые стволы

Выступали неожиданно из мглы.

 

Из земли за корнем корень выходил,

Точно руки обитателей могил.

 

Под покровом ярко-огненной листвы

Великаны жили, карлики и львы,

 

И следы в песке видали рыбаки

Шестипалой человеческой руки.

 

Никогда сюда тропа не завела

Пэра Франции иль Круглого Стола,

 

И разбойник не гнездился здесь в кустах,

И пещерки не выкапывал монах.

 

Только раз отсюда в вечер грозовой

Вышла женщина с кошачьей головой,

 

Но в короне из литого серебра,

И вздыхала и стонала до утра,

 

И скончалась тихой смертью на заре,

Перед тем как дал причастье ей кюре.

 

Это было, это было в те года,

От которых не осталось и следа,

 

Это было, это было в той стране,

О которой не загрезишь и во сне.

 

Я придумал это, глядя на твои

Косы – кольца огневеющей змеи,

 

На твои зеленоватые глаза,

Как персидская больная бирюза.

 

Может быть, тот лес – душа твоя,

Может быть, тот лес – любовь моя,

 

Или, может быть, когда умрём,

Мы в тот лес направимся вдвоём.

 

Н.С. Гумилёв

 

© М.А. Поспехова, 2001-2008 гг.
e-mail: MarinaPospekhova@yandex.ru

Сайт сделал И.А. Поспехов, 2007-2008 гг.
e-mail: IAP-YOMP-2003@yandex.ru